Свежие комментарии

  • Александр Лагуткин
    Похоже не зря скоморохов и лицедеев в старину считали самыми беспринципными и бессовестными людьми. Их даже хоронили...Соловьёв пожелал ...
  • Александр Лагуткин
    Нормальные это те, у которых ворованное бабло и цацки Камазами вывозят?Новая «пурга» Пес...
  • Олег Самойлов
    В 90-е братки проезли как раз на шеяках у идиотиков! Те, которые верили лапшичке, на ушки развешиваемой камунягами-во...Новая «пурга» Пес...

Прекратить пополнять список Forbes. Пора заставить нефтяных королей служить интересам России

Прекратить пополнять список Forbes. Пора заставить нефтяных королей служить интересам России

Правительство продолжает бороться с ростом цен на бензин рыночными методами. В середине апреля было принято решение об увеличении компенсации нефтепереработчикам, сейчас готовится запрет на экспорт моторного топлива. Однако всё это будет неэффективно, пока не изменится управленческий подход к отрасли.

Правительство начало подготовку правовой базы для введения запрета на экспорт бензина. Причиной этому послужил продолжающейся рост цен. Так, с начала года оптовая стоимость топлива марки АИ-92, по данным Санкт-Петербургской товарной биржи, выросла на 10,1% до 53,5 тыс. рублей за тонну. В преддверии посевной это может стать самым настоящим вызовом как для отдельных отраслей, так и для всей экономики в целом.

Белый дом ещё в середине апреля предпринял соответствующую меру, направив на доплату нефтекомпаниям дополнительно 20 млрд рублей. По задумке правительства, это должно было не только сдержать рост цен, но и опустить стоимость бензина. Однако подобного не произошло: своё направление цена не изменила, только лишь стабилизировавшись на текущем уровне.

Правительство всеми силами старается придерживаться правила, согласно которому рост стоимости бензина должен не превышать темпов инфляции.

Но, как видим, добиться подобного чрезвычайно сложно. Причём подобная проблема возникает постоянно.

Всё это говорит о том, что регулирование цен на бензин невозможно рыночными методами: необходимо менять сам подход к отрасли. Россия, обладая огромным запасом природных ресурсов, имеет все возможности использовать их для ускоренного развития собственной экономики. Низкие цены на энергоносители должны быть нашим конкурентным преимуществом перед другими странами.

В качестве примера рассмотрим рынок газа, где практически единственным крупным поставщиком является "Газпром". Благодаря этой монополии рост цен для населения и промышленности, в целом, удаётся сдерживать в пределах и даже ниже инфляции. Например, в 2018 году индексация составила 3,4% при инфляции в 4,27%, в 2019 – 1,4% при инфляции в 3%, в 2020 году – 3% при инфляции в 4,91%. Зарабатывает же "Газпром" преимущественно на внешних рынках, где экспортная стоимость газа кратным образом превышает внутреннюю. Подобная практика зарекомендовала себя эффективно и, вне всяких сомнений, нуждается в переносе на другие отрасли.

Однако с рынком нефтепродуктов всё гораздо сложнее. Традиционно добычей, переработкой и сбытом в России занимается огромное количество не только государственных, но и частных компаний. Безусловно, наиболее крупные активы сосредоточены в руках государства, но значительная доля рынка находится в руках частников. И здесь государство должно определиться: следует ли продолжать попытки регулировать цены рыночными методами, путём постоянного пересмотра демпфера и введения/отмены экспортных пошлин, либо провести консолидацию большей части активов. Целью последнего должно являться не извлечение прибыли, а стимулирование экономики путём удержания низких цен на топливо.

И вот здесь возникает традиционная дилемма, которая преследует правительство на протяжении последних 20 лет. Основной её вопрос заключается в том, как соблюсти баланс между рынком и жёстким госрегулированием? Как показывает практика, все промежуточные методы и решения не являются эффективными. Как правило, различные демпферы, индикативные цены и т. д. только лишь замораживают ситуацию на время, но, спустя определённый срок, всё повторяется по новой.

На наш взгляд, традиционной ошибкой правительства является тот факт, что Белый дом рассматривает нефтяную отрасль как одного из участников рынка, хотя она могла быть своего рода инфраструктурой, обеспечивающей развитие всех без исключения секторов, начиная от транспортного машиностроения, заканчивая сельским хозяйством. Для этого отечественной "нефтянке" требуется директивное управление, а не простой дирижизм. Только тогда, работая с минимальной рентабельностью, она сможет стать самым настоящим драйвером развития экономики России, а не пополнять список Forbes.

Константин Двинский

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх