На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Время узнать правду!

7 489 подписчиков

Свежие комментарии

Новый налог увеличит ВВП на 7%. Кто должен платить?

Россия легализовала у себя криптовалюту. Финансовый эффект этого решения можно сравнить с раздачей ваучеров в 90-е: легализован оборот имущества, которого раньше как бы не существовало. Однако новый фискальный закон испугает криптовалютчиков и заставит спрятаться от государства.

Госдума приняла в первом чтении законопроект о налогообложении криптовалюты. В документе она названа цифровыми финансовыми активами (ЦФА). Получившийся у депутатов текст отправлен на доработку, однако все, кто участвовал в его создании, а это правительство и три комитета Госдумы, единодушны: всю "крипту" надо обложить налогами по полной. Это может быть совершенно правильным решением, а может быть фатальной ошибкой.

Россия занимает 5-е место в мировом рейтинге по доле владельцев криптовалюты среди своих граждан. С этой точки зрения уже в текущем году, с начала действия нового закона, можно ожидать – вследствие принимаемых мер – рост ВВП на 5-7%. Для этого нужно всего ничего – убедить граждан честно рассказать, где у них криптокошельки и сколько там биткойнов. Только вот зачем это подпольным миллионерам? 

Что такое криптовалюта

Криптовалюту, названную в нашем законодательстве ЦФА, придумали 30 лет назад. Что это такое в двух словах? Это электронный реестр записей, распределённый между всеми участниками проекта в электронных кошельках на их компьютерах. Из-за распределённости реестр невозможно подделать. В нём в последовательном порядке хранятся записи о количестве имеющихся условных единиц и абсолютно всех произведённых транзакциях по кошелькам. Между собой владельцы кошельков договорились, что у.е. имеют денежную стоимость в реальной валюте. Всё основано на этом общественном договоре и поддерживается верой в его реальность и стабильность.

Минусы "крипты" в том, что государство в этом мероприятии не участвует и не гарантирует стабильности оборота. Кроме того, реестр, как правило, не имеет защиты от просмотра, поэтому, зная о принадлежности электронного кошелька конкретному человеку, можно выяснить, что он делал со своей криптовалютой, куда и сколько перечислял. Это сложный процесс, но эксперты по "крипте", в том числе в спецслужбах, с этим успешно справляются. Для примера приведём биткойн-кошелёк Алексея Навального и его фонда – информация о количестве средств, поступивших на него и снятых в виде "живых" денег, стала известна в 2021 году: более 650 биткойнов, или более 2 миллиардов рублей.

Самая известная криптовалюта, биткойн, создана 11 лет назад. До прошлого года в России спорили, является ли она средством платежа или имуществом. В 2020 году Госдума определилась: "крипта" – это имущество (точнее, имущественные права). Логично, что и облагать налогом её следует именно так. А значит, с этого имущества должны платиться в применимых случаях НДС, налог с прибыли, НДФЛ и т.д.

Налоги по операциям с криптоактивами

Ожидается, что закон о налогообложении ЦФА в окончательной редакции примут в этом году на весенней законотворческой сессии, не позднее мая. Налогообложение криптоактивов распространят на всех российских налоговых резидентов.

По мнению авторов планируемого к введению в действие закона, держатели ЦФА обязаны декларировать их в ИФНС ежегодно и уплачивать налоги, если общая стоимость криптоактивов, номинированная в российской валюте, составляет более 600 тысяч рублей. Придётся уплатить налог с разницы в покупке и продаже. За невыполнение установлена уголовная ответственность.

По закону, который примет весной Госдума, каждый должен задекларировать свои ЦФА в налоговой службе, а за недекларирование установлен штраф в размере 10% от стоимости ЦФА. За нарушение даты декларирования будет предусмотрен штраф не менее 50 тысяч рублей. Декларировать придётся как "крипту" на собственном электронном кошельке на своей ЭВМ, так и на принадлежащих налогоплательщику кошельках сайтов-криптообменников и криптобиржах. 

Налогообложение юрлиц

С 1 января этого года юридические лица обязаны учитывать криптоактивы на своём бухгалтерском балансе, вести первичные документы и отчитываться перед государством за их покупку и продажу. Добывание криптовалюты, называемое майнингом, как создание любой новой вещи, налогами не облагается. Однако придётся заплатить налоги с дохода, полученного на разнице между ценой покупки и продажи.

Поскольку "крипта" – почти что имущество, то логично, что отрицательная разница между покупкой и продажей тоже должна приниматься налоговой в качестве аргумента при учёте налоговой базы по НДС и налогу с продаж по общей системе налогообложения и по УСН доходы минус расходы.

Так как год является первым для декларирования и обязанности уплачивать налоги, у юрлиц появляется возможность показывать новые, не учтённые ранее активы на своих криптокошельках и возникающие в связи с этим прибыли и убытки. Это широкие ворота как для честной оптимизации налогообложения, так и для получения налоговых выгод с обманом фискальных органов по НДС и налогу с продаж. 

Налогообложение физлиц

Здесь всё просто. Честный гражданин должен задекларировать свои ЦФА и уплатить НДФЛ с их продажи в 13%. Декларацию надо будет подать по форме 3-НДФЛ весной следующего года, а налог можно уплатить в любое время после принятия нового закона и желательно до подачи декларации. Декларация по "крипте" не имеет какой-то своей специфики. Следует иметь в виду, что ИФНС может запросить у физлица документы об обоснованности расчёта налоговой базы, в том числе сведения о криптокошельке, его условном адресе и всех транзакциях по нему.

Как и юрлиц, физлиц будут подвергать штрафам за укрывательство своих ЦФА от государства вплоть до уголовной ответственности. Отчитываться придётся за все ЦФА, в том числе за рубежами нашей родины.

Поскольку криптоактивы – имущественные права, то платить с них налоги придётся и российским резидентам – иностранным гражданам. 

Почему налоговый закон по ЦФА не будет работать

В распоряжении граждан России криптовалюты, по самым минимальным оценкам, более чем на 25 миллиардов долларов. Ежегодно у нас совершаются миллионы транзакций по криптокошелькам. Не все в этом финансовом обороте готовы на диалог с государством, и вот почему.

Во-первых, налогообложение ЦФА наверняка испугает всех их владельцев и заставит думать о хранении своей "крипты" где-нибудь за рубежом. Почему так получится? У нас ЦФА – имущественные права, облагаемые всеми налогами по общим правилам. В мире по-другому.

Так, 22 октября Европейский суд принял  решение и отнёс ЦФА не к имуществу и имущественным правам, а к средству расчётов. Это значит, что в Европе криптовалютные транзакции не будут облагаться никакими налогами. А следовательно, будет выгоднее вывести свои ЦФА из России и в российской ИФНС не отчитываться. Такая разница в российском и западном правовом регулировании – серьёзный удар по развитию инструментов ЦФА в России и препятствие для их оборота в нашей экономической зоне.

Специалисты по налогам парируют этот аргумент тем, что между российскими и европейскими налоговиками существует система обмена информацией по Единому стандарту отчётности (CRS) и ИФНС получит все необходимые сведения по нашим резидентам. Россияне в Европе ничего не спрячут. Однако европейские налоговики будут учитывать ЦФА как средство расчёта, а не как имущество. Значит, возможно скрывать криптоактивы от наших фискальщиков в Европе.

Во-вторых, остаётся открытым вопрос об отечественной отчётности российских граждан по криптокошелькам. Если гражданин показывает свои ЦФА государству, никто не мешает фискальщикам и правоохранителям изъять у отчитавшегося идентификационные данные его криптокошелька, ключи и прочую важную информацию. А затем проверить транзакции по нему ретроспективно за всё время существования такого кошелька, установить место трат, приобретённое имущество, доходы и расходы, вычислить сомнительные схемы финансовых операций. С этим никто не согласится, поскольку до этого года ЦФА оставались в "серой зоне" и использовались для расчётов по таким же схемам. Изучение истории ЦФА новый закон не запрещает, а значит, значительная часть налогоплательщиков предпочтёт рискнуть и не показать свои активы, чем гарантированно оказаться в центре налоговых и уголовных разборок.

Очевидно, что введение железного моратория на получение и хранение информации государством по ЦФА налогоплательщиков, созданным до 1 января 2021 года, необходимо, чтобы вывести миллиарды долларов российских резидентов из тени. Без этого крупный бизнес не согласится добровольно делиться своей прибылью с государством.

Владимир Тихоньков 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх