На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Время узнать правду!

7 488 подписчиков

Свежие комментарии

  • Tania Еременко
    Васька, иди съешь мяско. Ты чё. дурак?)))"По 12 человек в ...
  • Tania Еременко
    Ага, пусть взад валят, игильнутые хитрецы. У них есть Рахмон - пусть он кормит свою ораву."По 12 человек в ...
  • Сергей Сидоров
    Смерть бандеровским упырям! Нацизм на Украине будет уничтожен.Гибель 79-й брига...

Борьба за бюджет. Претензий к Минфину меньше, но вопросов осталось много

Правительство России утвердило проект федерального бюджета на 2022-2024 годы. Большое количество пунктов финансового плана, безусловно, можно признать положительными. Однако они являются полумерами, которые, увы, не позволяют говорить об экономическом прорыве с уверенностью.

20 сентября правительство одобрило проект федерального бюджета на трёхлетний период (2022-2024). Его главной особенностью является, пожалуй, ежегодный рост расходов примерно на 1 трлн рублей. Если в 2022 году траты государственной казны составят 23,6 трлн рублей, то уже в 2024 году – 26,1 трлн.

Однако доходы будут расти не такими быстрыми темпами: с 25 трлн в 2022 году до 25,831 трлн в 2024-м. В результате если в 2022 году ожидается профицит в размере 1,4 трлн рублей, то в 2024 году будет зафиксирован дефицит бюджета в 315 млрд.

Впрочем, на наш взгляд, данный прогноз основных параметров государственной казны является весьма осторожным. Несмотря на то, что Силуанов назвал их "напряжёнными", доходы с высокой долей вероятности будут большими. Нынешний прогноз базируется исходя из цены на нефть марки Urals в ближайшую трёхлетку (2022-2024) в $62,2, $58,4 и $55,7 соответственно. И если с ценой в $62,2 за 2022 год ещё можно согласиться, то $55 за 2024-й видятся уж слишком "перестраховочно".

Однако сейчас сконцентрируем внимание на ряде пунктов проекта федерального бюджета, которые не могут не вызывать вопросы.

Государственный долг

Царьград на протяжении последних нескольких месяцев критиковал ведомство Силуанова за агрессивное наращивание государственного долга при профиците бюджета.

С начала года Министерство финансов разместило облигаций федерального займа (ОФЗ) на общую сумму в 2,374 трлн рублей. При этом, согласно заявлению Антона Силуанова, дефицит государственной казны по итогам года ожидается на уровне 1% от ВВП (в номинальном выражении приблизительно 1,15 трлн рублей). До настоящего момента было непонятно, зачем Минфин продолжает агрессивные заимствования. Максимум, что требуется на этот год – чуть более 2 трлн рублей на финансирование дефицита бюджета и погашение выходящих из оборота облигаций. Тем не менее на Московском финансовом форуме Силуанов подтвердил, что план заимствований на этот год остался неизменным – 2,8 трлн рублей.

Сейчас ясность в вопрос внесена. Минфин планирует уже в 2021 году направить 900 млрд рублей на статьи, финансирование которых запланировано на 2023-2024 годы. К ним относятся проекты ВЭБ.РФ, "Автодора", ОАК, "Ростеха", а также программа развития Крыма.

Принятое решение является абсолютно правильным. Речь идёт о проектах экономического развития государства, которые требуют скорейшей реализации. Если есть возможность запустить их раньше срока – нужно ею воспользоваться.

Тем не менее план заимствований на 2022-2024 годы удивляет. Так, Минфин предполагает разместить ОФЗ следующими объёмами:

  • 2022-й – 3,176 трлн
  • 2023-й – 3,3 трлн
  • 2024-й – 3,916 трлн

В настоящий момент нет ответа на вопрос, зачем Министерству финансов необходим такой объём дополнительных средств. К тому же за столь агрессивный рост заимствований придётся платить по счетам. Если в 2022 году расходы на обслуживание государственного долга составят 1,4 трлн рублей, то уже в 2024 году – 1,84 трлн.

Фонд национального благосостояния

Больше всего вопросов вызывает использование средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) в ближайшую трёхлетку. По проекту бюджета, объём ФНБ составит следующие величины:

  • 2021-й – 13,8 трлн
  • 2022-й – 16,5 трлн
  • 2023-й – 20,1 трлн
  • 2024-й – 23,3 трлн

Таким образом, объём ФНБ за четыре года (2021-2024) вырастет на 9,5 трлн рублей. Из них правительство решило инвестировать только 2,5 трлн (1,6 трлн во внутренние проекты + 900 млрд на закупку импортного оборудования для газохимического кластера в Усть-Луге).

Основным контраргументом для инвестирования средств ФНБ в проекты развития экономики системные либералы называли риски инфляции. Якобы вложения нефтегазовых сверхдоходов могут негативно сказаться на росте цен. Впрочем, данная информация де-факто опровергнута заместителем министра экономического развития Ильёй Торосовым, который заявил, что от вложений 1,6 трлн рублей в 2022-2024 годах рост инфляции составит всего лишь 0,1%.

Казалось, после согласования первого объёма "транша" в 1,6 трлн можно было бы выждать небольшую паузу и приступить ко второму этапу отбора проектов. Однако, согласно информации "Известий", Министерство финансов планирует ввести лимит, ограничив объём  вложений из ФНБ 400 млрд рублей в год.

Подобная сумма является смехотворной и не способна разогнать отечественную экономику. На период до 2024 года включительно ФНБ будет пополняться в среднем 300 млрд рублей ежемесячно. Таким образом, свободные ресурсы на ускоренный рост инвестиций имеются, а эффект на инфляцию, согласно расчётам Минэка, всё равно будет минимальным.

Налог на офшорных олигархов

В параметры федерального бюджета ведомство Силуанова заложило рост поступлений от повышения НДПИ на металлургов и угольщиков, а также производителей удобрений. Они составят 160 млрд рублей в год.

Также изменятся параметры расчёта налога на прибыль для компаний, дивиденды которых за прошедшие пять лет составили суммарно не менее 5 млрд рублей. Если за указанный период компания направляла на дивиденды больше, чем на инвестиции, то ставка налога на прибыль вырастет с 20% до 25-30%.

Мотивация Министерства финансов понятна: изъять сверхдоходы бизнеса в том случае, если они выводятся за границу, а не вкладываются в экономику.

Однако тот же самый Минфин фактически потворствовал офшорным олигархам, сохранив для них возможность выведения средств по льготной ставке. Соглашения об избежании двойного налогообложения (СИДН) с Кипром, Мальтой и Люксембургом пересмотрены: налог на вывод капитала поднят до 15%. Однако компании, акции которых обращаются на бирже, по-прежнему смогут направлять на свои офшорные счета деньги по налоговой ставке в 2%. Это как раз те компании, дивиденды которых превышают 5 млрд рублей за пять лет.

Таким образом, одной рукой Минфин пытается принудить крупный бизнес вкладывать в отечественную экономику, а другой – стимулирует продолжение оттока капитала. Данная позиция является весьма странной и противоречивой.

Что с того?

Дать однозначную оценку проекту бюджета сложно. С одной стороны, правительство предложило целый ряд прогрессивных шагов, направленных на развитие нашей страны, укрепление реального сектора и стимулирование экономического роста.

С другой же стороны, кабмин пока не решается пойти дальше паллиативных мер. Да, скорее всего, нас ожидает определённое экономическое оживление, поддержание каких-никаких темпов роста внутреннего валового продукта (но, скорее всего, не выше 3%). Однако ожидаемый столько лет рывок пока прогнозировать нельзя.

Константин Двинский

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх