На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Время узнать правду!

7 488 подписчиков

Свежие комментарии

  • Tania Еременко
    Васька, иди съешь мяско. Ты чё. дурак?)))"По 12 человек в ...
  • Tania Еременко
    Ага, пусть взад валят, игильнутые хитрецы. У них есть Рахмон - пусть он кормит свою ораву."По 12 человек в ...
  • Сергей Сидоров
    Смерть бандеровским упырям! Нацизм на Украине будет уничтожен.Гибель 79-й брига...

Страсти по ведьмам в Килкенни

Ведьмы

Осенним днем 1324 года в ирландском городе Килкенни была публично сожжена Петронилла де Мит. Этой казнью завершилось преследование епископом Ричардом Ледреде леди Алисы Кителер — состоятельной дамы, служанкой которой была Петронилла. Это был один из первых эпизодов в печально известной охоте на ведьм, продлившейся в Европе несколько столетий и унесшей жизни десятков тысяч человек.

Что же произошло в 1324 году в Килкенни? Какая цепочка событий привела к гибели несчастной женщины и кто в этих событиях участвовал? Может ли этот эпизод объяснить, что такое ведовские процессы и почему они впоследствии стали столь распространены?

Дама Алиса Кителер была дочерью богатого фламандского купца. Ко времени описываемых событий ей было около 60 лет, она была трижды вдовой и замужем в четвертый раз. Впервые Алиса вышла замуж в 1280 году за богатого ростовщика Уильяма Аутло. У пары вскоре родился сын, тоже названный Уильямом. Около 1300 года Уильям-старший скончался, и Алиса вышла замуж за ростовщика Адама ле Блунда.

Ведьмы

Вот здесь начинается интересное: Алиса вместе со вторым мужем и некоей Роз Аутло (видимо, родственницей) становится объектом интереса местных судебных властей — ее обвиняют в смерти Уильяма Аутло и присвоении трех тысяч фунтов, которые были переданы тому на хранение. Следствие обнаружило деньги зарытыми в подвале дома, улик против Алисы и ее второго мужа не нашлось, и дело было закрыто.

Всего через несколько лет, в 1307 году, Адам ле Блунд переписал свое недвижимое имущество на пасынка Уильяма Аутло и вслед за этим скончался. В 1309 году Алиса вновь вышла замуж, на этот раз не за ростовщика, а за землевладельца Ричарда де Валля. Он умер примерно в 1316 году, оставив свое состояние малолетним детям от предыдущего брака, опекуном которых была назначена Алиса.

Уже пожилой дамой она вышла замуж в четвертый раз за Джона ле Поэра, представителя уважаемой в Килкенни знатной семьи, у которого также были дети от предыдущего брака. Так прошло несколько ничем не примечательных лет, и вот произошли события, которые не вызвали бы интереса и не остались в истории, если бы не вмешательство посторонних сил, о которых рассказано ниже.

Ведьмы

Итак, в 1323 году Джон ле Поэр заболел некоей необычной болезнью (источники говорят, что у него выпали волосы и ногти и он стал недееспособен). В этот момент его выросшие дети начали претендовать на часть солидного капитала Алисы Кителер, унаследованного и накопленного ею за долгую жизнь.

Она к этому времени жила в доме у моря, а старшему сыну Уильяму купила дом в Килкенни. Летом 1323 года к Алисе пожаловали сыновья ее больного мужа с угрозой обвинить ее в смерти трех предыдущих мужей и насылании порчи на их отца.

Другая линия этой истории связана с Ричардом Ледреде, францисканцем, епископом Оссорским. Он был англичанином, в молодости вступившим в орден св. Франциска Ассизского. Длительное время Ричард Ледреде жил во Франции. В первые годы «авиньонского пленения» папы Климента V он какое-то время провел вблизи курии. Нет сомнений, что тема ересей и колдовства как союза с дьяволом была ему хорошо знакома.

Ведьмы

Около 1317 года, будучи человеком уже немолодым, лет примерно 50-55, Ричард Ледреде был назначен главой Оссори, одного из диоцезов в Ирландии. Новая метла пыталась вымести весь сор. Возмущенный местными нравами, Ледреде писал доносы в Авиньон и Лондон, где обвинял и клириков своей епархии, и светских лиц в пьянстве, блуде, нарушении церковного устава и гражданских законов.

На пересечении двух этих линий — имущественного иска к Алисе Кителер со стороны ее пасынков и нацеленности епископа Оссори на поиск и разоблачение местных злодеяний — и возник ведовской процесс, один из первых в Европе и довольно нетипичный для истории Ирландии, где понятие колдовства не входило в правовое поле.

Ведьмы

Сыновья ле Поэра передали дело алчной мачехи в суд Килкенни, но оно не получило хода, потому что, как считается, у Алисы Кителер были влиятельные покровители. Однако дело привлекло внимание Ричарда Ледреде. Он, наконец, увидел прекрасную возможность прибегнуть к обвинению в колдовстве — преступлении par excellence, которое высветило бы всю степень падения ирландских нравов.

О том, что происходило дальше, повествует анонимный латинский текст, приписываемый самому Ричарду Ледреде, обнаруженный в библиотеке Британского музея и изданный в середине XIX века под названием «Современное повествование о деле против дамы Алисы Кителер, обвиненной в колдовстве в 1324 году Ричардом Ледреде, епископом Оссори».

Ведьмы

Судебный процесс, начатый епископом, привел к следующему результату: в городе Килкенни действует группа (ковен) ведьм и еретиков во главе с Алисой Кителер. В вину им вменялись: отказ от христианской веры, принесение в жертву демонам животных и птиц, обращение к дьяволу и демонам за советами в колдовском деле, осквернение церквей, совершаемое в ночное время, а также изготовление колдовских снадобий из разных «мерзостей» (червей, внутренностей жертвенных петухов, ногтей мертвецов, частей тел некрещеных младенцев, которые смешивались и варились в сосудах из черепов казненных преступников) для приворота, отворота, нанесения вреда здоровью людей и перемещения по воздуху на метлах.

Кроме этого, лично Алиса Кителер обвинялась еще в нескольких преступлениях. Женщина якобы состояла в интимных отношениях с инкубом Робертом Артиссоном — «низшим демоном ада», а также путем магии принуждала мужей передавать имущество Уильяму Аутло и колдовством наслала болезнь на Джона ле Поэра.

Ведьма

На фоне всех этих обвинений исходная посылка преследования Алисы — предумышленное убийство мужей с целью присвоения их имущества выглядела блекло.

По обвинению были задержаны сын Алисы Уильям Аутло и ее служанки (всего 12 человек), а она сама, как человек слишком высокого статуса, чтобы быть арестованной без особого постановления, отправилась в это время в Дублин, где, благодаря покровительству сенешаля Килкенни Арнольда ле Поэра (брата ее мужа Джона), добилась обжалования дела.

Несмотря на это, арестованные подверглись дальнейшему разбирательству. Одна из служанок, Петронилла де Мит, под поркой плетьми созналась во всем, что инкриминировал ей и ее госпоже дотошный епископ. Развязка была предсказуема: Петронилла была лишена прав сословия, отлучена от церкви и 3 ноября 1324 года публично казнена.

Ведьма

Остальные «члены ковена» были высечены плетьми на рыночной площади. Уильям Аутло был осужден как еретик и провел два месяца в заключении, затем он был отправлен в паломничество в Кентербери, к могиле святого Томаса. Кроме этого, он должен был заплатить определенную сумму на ремонт крыши собора в Килкенни, регулярно посещать мессу и подавать милостыню нищим.

Сама же Алиса Кителер, осужденная заочно, бежала (как говорится в источнике XVI века, она улетела в Англию «с попутным ветром») и уже никогда не вернулась. Принадлежавшие ей в Ирландии земельные владения были конфискованы.

Таким был один из ранних ведовских процессов в Европе конца Средневековья. Лиха беда начало. Со временем частота подобных процессов неуклонно нарастала, пока не превратилась в настоящую охоту на предполагаемых ведьм. Причины возникновения преследований понятны уже по делу Алисы Кителер: в основе обвинений лежали конфликты и негативные чувства (ненависть, страх, зависть к чужому богатству, успеху в делах, красоте), мифологически оформленные и юридически обоснованные.

Картина дня

наверх