Время узнать правду!

7 074 подписчика

Свежие комментарии

«Космонавт за три копейки»

https://www.km.ru/sites/default/files/img/article/2020/12/21/manager.jpg?1608546182

Действительно ли в стране имеется жесточайший дефицит квалифицированных кадров, или все дело в том, что «эффективным менеджерам» нужны «космонавты за три копейки», которых уже нет. Исповедь инженера – бауманца

Сейчас, судя по объявлениям на самых разных сайтах, в стране наблюдается жесточайший дефицит рабочих и инженеров высокой квалификации. Все «охотники за головами» стонут: не можем найти токаря 6-ого разряда! Не можем найти сварщика! Не можем найти фрезеровщика! Где найти инженера на заводы авиационной промышленности!

Может, на самом деле в стране возник жесточайший дефицит квалифицированных кадров? Конечно же, нет. 

Есть и инженеры, и токари, и фрезеровщики. Были и есть. Просто у ведущих «манагеров» тех структур, где они нужны, как воздух, нет ни малейшего желания платить им достойную зарплату. Правда, дефицит есть – спецов хорошей квалификации (и с опытом, и с талантом), готовых работать за гроши. Тех, кто готов вкалывать за гроши, но с квалификацией ниже плинтуса – навалом. Но они не нужны. Порой ни за какие деньги.

А крепкие технари хотят другой зарплаты. Как минимум – сопоставимой с зарплатами самих манагеров, набирающих этих спецов. Потому тяжелые переговоры о трудоустройстве чаще всего и заканчиваются ничем.

Всем нужны «космонавты за три копейки». А их нет.

«Сливной производственный бачок»


Я после окончания вуза прошел путь классического советского инженера – от мастера до исполняющего обязанности директора завода. Директором стать так и не дали. Дело было в Узбекистане. Узбеки долго и упорно искали национального кадра на мое место. Нацкадра, правда, так и не нашли. Пришлось довольствоваться инженером-казахом.

Ну, а я переехал в Россию. Здесь работал главным технологом, главным испытателем. Сначала зарплата была достойная. Но потом стала скукоживаться, а кое-где скукожилось само производство. Но самое неприятное – в России, как в свое время в Узбекистане, через полгода-год работы мне начинали искать замену. А все из-за хронического конфликта с «манагерами»…

Они постоянно лезли в мою работу и пытались оптимизировать производство. Цель оптимизации была одна – максимально сократить производственные расходы. А сократить их можно было, в том числе, за счет сокращения заработной платы сотрудников. В том числе, и моей, которая изначально была оговорена при приеме на работу. Эта зарплата, судя по всему, покоя им не давала. Мое встречное предложение о том, что провести оптимизацию можно также за счет сокращения их зарплат (которые были намного больше моей), а также за счет увольнения самих менеджеров, оптимизма у них не вызвала. А вот тихое озлобление осталось. И начались подставы, интриги и поиски моей замены.

Где-то через полгода замена находилась. И мне приходилось «покидать помещение». Но, судя по судьбе тех, кто приходил на мое место, ситуация с ними повторялась с удручающим постоянством. Такая вот хроническая и вялотекущая война менеджеров с инженерами, которая в итоге превратила саму контору в «сливной производственный бачок».

Конец эпохи дешевых «космонавтов»


Самое интересное – какое-то время после развала СССР «космонавты за три копейки» в стране были, причем в избытке. Работала еще старая инженерная школа, на самых разных производствах было много инженеров. Мало того, некоторые градообразующие конторы схлопывались, и инженеры вообще оказывались на улице. После трех-четырех месяцев вынужденной безработицы они готовы были работать за похлебку, как дворники-таджики, к вящей радости «манагеров». Последние к такой ситуации быстро привыкли и уверовали, что так будет всегда.

Но через двадцать с лишним лет ситуация поменялась. Старики ушли на пенсию. А среднее, социально активное поколение (к которому принадлежу я и мои сокурсники) – с уже набранным производственным и жизненным опытом не видит ни малейшего смысла «запускать ракеты» за три копейки для оборзевших «манагеров», спускающих «честно оптимизированные бабки» в Гоа, Бали или Куршавеле.

Мы, инженеры, всегда найдем где заработать и без участия этих парней в нашей судьбе. Половина нашей «ракетной» группы ушла из «почтовых ящиков» в частное строительство. Кто-то строит замки и коттеджи для всяких-разных «богатеньких буратин», кто-то вставляет окна и двери, кто-то делает квартирный ремонт, кто-то – чистовую отделку… Здесь все более-менее честно: договорился – получи. Не нравятся условия – ищи другого заказчика. И так по всей стране, со всеми инженерами. Технари стали массовыми тиражами покидать производство и искать халтуру на стороне. И, как правило, находили. А она засасывала.

В итоге в стране сейчас происходит массовый инженерный саботаж — грамотные люди ушли с работы, требовавшей их высокой квалификации, но где им упорно не хотели платить, и занялись всякой ширпотребской хренотой, дающей достойный заработок, и при этом не требующей серьезного напряжения мозгов.

Периодически многие из нас пытались по старой памяти вернуться на привычное производство. Мозг требовал нагрузки, душа тянулась к серьезному производству. Там нас опять встречали манагеры с их пластмассовыми улыбками и прежним уровнем предложенных зарплат. В итоге уровень озлобления инженеров высшей квалификации по отношению к работодателям достиг поистине эпического накала. Вопрос уже был не в том, сколько соискателю надо денег для безбедной жизни. Проблема приобрела новое звучание. Современный, уважающий себя и свой интеллектуальный труд инженер хочет за свою работу ТАКИХ денег, которые бы показали УВАЖЕНИЕ к его уровню. А эти суммы заставляют манагеров скрежетать зубами от жадности.

«Не хотите платить столько, сколько реально стоит мой труд? – ядовито спрашивает инженер на очередном собеседовании. – Не вопрос. Тогда вкалывайте в цеху сами, а я и халтурами перебьюсь. Зато я буду знать, что я на всех вас наплевал, а ваше предприятие вместе с вами пусть катится в пропасть и в конце концов сдохнет. И вы тоже станете банкротами, а работяги ваши – безработными, и, глядишь, они вывалятся большой, голодной и озлобленной толпой на улицу и развесят всех вас на фонарях…»

Цугцванг


Ситуация пока в стране замерла в подвешенном состоянии. Этакий кадровый цугцванг. Бизнесмены и манагеры всё еще надеются, что «кадры» оголодают и прибегут на ничтожную зарплату. А сами «кадры» как ушли массово десять-пятнадцать лет назад, так до сих пор занимаются ерундой, неизбежно теряя квалификацию, но никуда упорно не прибегают. Это прекрасно видно по динамике вакансий и резюме на квалифицированные позиции и по уровню зарплат, которые на них выставляются. Между ними – пропасть.

Либеральная часть правительства всё еще думает, что проблему можно решить при помощи вузов. Но у нас уже давно обнулена система наставничества. В стране за эти годы были закрыты десятки тысяч ПТУ. А выпускники вузов, в силу отсутствия должного опыта, не могут закрыть высокие позиции. Их просто некому «доводить» на производстве.

Крутой спец не будет их учить, опасаясь перспективной конкуренции, а «эффективный манагер» не желает годами платить зарплату бесполезному полуфабрикату в ожидании того времени, когда тот поднимет свою квалификацию и наберется опыта. Да и не нужен ему специалист через годы. «Горизонт планирования» у манагеров очень узкий: спец нужен резко, здесь и сейчас, а через пару лет уже, может, и предприятия не будет, и сам манагер катапультируется в другой «сливной производственный бачок»…

И так по всей стране. И конца-края этому не видно. А наивные россияне верят, что всех инженеров в стране унесла на Марс или еще куда какая-то неведомая сила, и в стране продолжается жуткий дефицит квалифицированных кадров…

Вадим Степанцов

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх