Время узнать правду!

7 111 подписчиков

Свежие комментарии

  • NVS66 SergeiShulepov
    Евгений Натесов Буратина не отесанная.Хоп – и все списа...
  • NVS66 SergeiShulepov
    Новая земля, Чукотка и Алска всех встретит.Массовый побег: А...
  • Борис Осипов
    Чё та у них машинка стричь нас сломалась.."Бежать без огляд...

Лукашенко ошарашил Литву: Клайпеда скоро пощаду просить будет

Терминал в России для белорусских грузов разорит порт прибалтов

https://svpressa.ru/p/29/297/297578/l-297578.jpg?v=1620449597

Москва и Минск предметно обсуждают вопрос строительства в одном из российских портов нового терминала, предназначенного для перевалки белорусских грузов.

Об этом заявил в интервью премьер-министр Беларуси Роман Головченко: «Да, у нас определены категории товаров, где потенциально есть экономическая целесообразность задействовать российские порты. Вопрос в том, чтобы это не нанесло ущерб экономике предприятий с точки зрения логистики. Поэтому мы в том числе прорабатываем очень предметно вопросы строительства собственного портового терминала в российских портах. Сейчас эти вопросы предметно отрабатывают соответствующие рабочие группы».

По словам главы белорусского правительства, Минск уже озвучил условия, которым должны соответствовать возможные участки для строительства терминала. А Москва выразила готовность подобрать несколько вариантов. «Если они нас устроят, то мы очень позитивно смотрим на вариант реализации такого инвестиционного проекта по созданию собственных портовых терминалов в РФ, это дает нам определенную гарантию, что наши грузы не застрянут нигде по дороге. Здесь очень важно просчитать логистику, потому что при поставке товаров каждый доллар на счету», — поясняет Головченко.

Слова о гарантиях — это явно камень в огород соседней Литвы, которая, по сути, развязала против Беларуси «холодную войну». Отношения между ними всегда были непростыми, но в прошлом году испортились окончательно. Литва — единственная страна в мире, которая признала Светлану Тихановскую «президентом».

Литва — единственная страна, которая на практике применила третий пакет санкций Евросоюза против режима Лукашенко (речь идет об аресте счетов санатория «Беларусь» в Друскининкае).

Литва требует усилить давление на «незаконную» власть в соседней стране. В Литве пышно отмечают главный праздник белорусских националистов — День воли. В общем, всеми своими действиями прибалтийская республика показывает, что она не собирается идти на мировую с Лукашенко и не позволит сделать это Евросоюзу.

Усилению конфронтации Минска и Вильнюса способствует фактор Белорусской атомной электростанции (БелАЭС). Литовские власти все еще пытаются организовать её бойкот, хотя сами же признают, что технически это сделать невозможно: продукция БелАЭС гарантировано не будет попадать в Прибалтику только после разрыва энергокольца БРЭЛЛ, то есть не раньше 2025 года.

Наконец, стоит учитывать, что на прошлогодних парламентских выборах в Литве победили консерваторы — идейные соратники «дедули» Витаутаса Ландсбергиса. В отношениях со всеми соседями они ведут себя нахраписто и беспардонно, а в случае с Беларусью — агрессивно. Куда более агрессивно, чем их предшественники (Союз крестьян и «зеленых» Литвы).

А теперь возвращаемся к заявлению Романа Головченко. Не секрет, что белорусская экономика критически зависима от производства и реализации удобрений. Наряду с нефтепродуктами это её главный экспортный товар. Поэтому для Батьки важно, чтобы продукция «Беларуськалия» стабильно поступала на мировой рынок. И не застревала нигде по дороге, как выразился Головченко. Может ли предоставить соответствующие гарантии Клайпедский порт? Вопрос риторический.

Сидящая в Литве Тихановская призывала ввести санкции именно против «Беларуськалия». Министр экономики и инноваций в правительстве консерваторов Аушрине Армонайте обещала рассмотреть этот вопрос. Звучит, конечно, дико, ведь белорусские удобрения позволяют Клайпедскому порту держаться на плаву в условиях переориентации российского транзита. Но эта зависимость обоюдна: если Литва начнет вставлять палки в колеса «Беларуськалию», то у компании будут серьезные проблемы.

Запустить этот процесс могут американцы. Недавно Соединенные Штаты приняли решение возобновить санкции против девяти белорусских предприятий: «Белнефтехима», «Белнефтехима США», «Белорусского нефтяного торгового дома», «Белшины», «Гродно Азота», «Гродно Химволокна», «Лакокраски», «Нафтана» и «Полоцк Стекловолокна». «Беларуськалия» в этом списке нет, но когда-то он входил в концерн «Белнефтехим». Велика вероятность, что именно по нему американцы нанесут следующий удар.

«Такое вполне возможно, особенно если «разморозка» американских санкций против предприятий нефтехимической промышленности Беларуси будет предполагать не только первичное, но и вторичное применение. То есть под санкциями в этом случае будут находиться не только 9 белорусских нефтехимических предприятий, они могут быть распространены на любые юридические лица из третьих стран, которые будут иметь деловые отношения с компаниями из санкционного списка.

Таким образом, американские санкции фактически превращаются в экстерриториальные, глобальные", — отмечает Центра стратегических и внешнеполитических исследований Арсений Сивицкий.

О возможности такого развития событий говорит и посол США в Беларуси Джули Фишер: «„Беларуськалия“ не было [в списке] в тот момент, когда эти санкции разрабатывались. Вопрос добавления большего количества представителей власти и предприятий к санкционному списку чрезвычайно важен, и мы продолжаем работать над этим. И мы это будем делать в сотрудничестве с нашими коллегами из Евросоюза, Великобритании и другими партнерами».

Тем временем «Европейское радио для Беларуси» отправило письмо Госдепу с просьбой разъяснить, попадет ли под санкции «Беларуськалий». Вопрос довольно странный, ведь «черный список» уже опубликован. Но тут важен не вопрос, а посыл: пора подорвать одну из главных опор финансовой стабильности режима Лукашенко.

Как будут действовать американские санкции? Этого не знают даже самые верные сателлиты Вашингтона. Министерство иностранных дел Литвы рекомендовало «взвесить все вероятные риски» литовским предприятиям, которые сотрудничают с компаниями концерна «Белнефтехим». С уверенностью можно сказать только одно: если против «Беларуськалия» будут введены американские санкции, спокойно работать в Клайпедском порту ему не дадут. Что мешает Литве последовать примеру Соединенных Штатов и принять отдельный закон, который запрещает обслуживать в портах грузы предприятий из санкционного списка? Импорт белорусского электричества так и запретили.

Лукашенко наверняка это понимает, поэтому пытается действовать на опережение. Уйти из Клайпеды означает вывести «Беларуськалий» из-под удара, который по нему могут нанести в любой момент.

Проект отдельного терминала позволяет решить еще одну проблему, которую описывал «калийный король Литвы» Игорь Удовицкий (совладелец терминала насыпных грузов в Клайпеде): «Перевод погрузки калия в порты, где одновременно с этим грузятся грузы конкурентов, фактически означает передачу хоть и под опосредованный, но все же контроль конкурентов всего бизнеса, так как движение груза в порту — это еще и движение документов, из которых будут видны контракты, рынки, партнеры. В общем, вся коммерческая информация. Готовы ли „Беларуськалий“ и „Белорусская калийная компания“ к этому? Вопрос, думаю, риторический».

Возможно, именно поэтому Лукашенко хочет обзавестись в Усть-Луге отдельным терминалом, к которому россияне не будут иметь никакого отношения. Зато оплачивать его строительство, разумеется, будут российские налогоплательщики.

Президент Беларуси поднимал тему нового терминала во время прошлогодней встречи с губернатором Ленинградской области Александром Дрозденко и говорил, что профинансировать проект можно за счет средств, которые удалось сэкономить во время возведения БелАЭС.

Дрозденко, судя по всему, эту идею не оценил: «Сейчас в Финском заливе в порту Усть-Луга строятся три новых терминала: для универсальных грузов, минеральных удобрений и контейнерных грузов. Надо просто посмотреть, возможно, можно войти уже в строительство этих терминалов и таким образом удешевить услуги по портовой переработке грузов».

Строить новый терминал целесообразно только в том случае, если Беларусь предоставит гарантии его загрузки на много лет вперед. Беларусь, в свою очередь, будет «выбивать» максимально комфортные условия работы в Усть-Луге и максимально возможные скидки от РЖД. Переговоры обещают быть непростыми. Руководству Клайпедского порта стоит молиться на то, что они не увенчаются успехом.

Алексей Ильяшевич

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх