Время узнать правду!

7 087 подписчиков

Свежие комментарии

Страшный сон Прибалтики стал явью: время платить по счетам

Не нужно конфликтов с соседями, их нужно воспитывать рублем/долларом

Страшный сон Прибалтики стал явью: время платить по счетам

То, о чем неоднократно предупреждали прибалтов, свершилось. Министр транспорта и коммуникаций Белоруссии Алексей Авраменко и министр транспорта России Виталий Савельев 19 февраля в Москве подписали межправительственное соглашение об организации сотрудничества в области перевозки и перевалки белорусских нефтепродуктов, предназначенных на экспорт в третьи страны, через российские морские порты

Документ предполагает перевалку белорусскими предприятиями более 9,8 млн т грузов в российских портах на Балтике в 2021–2023 гг., в дальнейшем действие соглашения может быть продлено. Речь идет о таких грузах, как мазут, бензин и масло. Нефтепродукты производства белорусских НПЗ будут перевозиться до портов РФ железнодорожным транспортом.

Документом определены предельные ставки на подвижной состав и услуги по перевалке грузов в морских портах России. Стороны гарантируют отсутствие любого повышения тарифов, за исключением ежегодной общей индексации. Российская сторона гарантирует также предоставление подвижного состава для перевозки белорусских нефтепродуктов. Ожидается, что первые белорусские внешнеторговые грузы будут перевезены через российские морские порты уже в марте.

Цена на услуги для белорусских поставщиков в российских портах ниже, чем она была при перевалке через порты стран Балтии.

Историческим событием назвал подписание соглашения министр транспорта России Виталий Савельев. Кроме того, министры подписали соглашение о сотрудничестве в области транспортной безопасности.

Монополия Прибалтийских портов и путей доставки к местам перевалки, прежде всего по железным дорогам, на этом заканчивается. А вместе с этим заканчивается и поток российских денег за транзит, десятилетиями пополняющий бюджеты прибалтийских государств.

У нас мало кто знает, что в начале 1990-х гг. Прибалтика стала мировым лидером по экспорту титана и редкоземельных металлов — все это вывозилось из России, пока не спохватились наши силовики.

Границы закрыли, «прибалтийский транзит» перевели в правовое поле, но даже тогда трем маленьким странам оставалось достаточно российских денег на поддержание их «арийского» чувства превосходства над русскими. При этом 20% бюджета, скажем, Эстонии и Латвии давали доходы от российского транзита нефтепродуктов, а это — 200 млн долл. в год. Кроме того, были еще и сыпучие грузы — удобрения, лес, уголь, металлопрокат… И — металлолом, в том числе цветной, эшелонами уходил в неизвестном доселе направлении… Прибалтика богатела за счет интенсивной эксплуатации инфраструктуры, созданной еще во времена советской «оккупации».

Первый звонок прозвучал десять лет тому назад, когда в России внезапно для прибалтов заработал порт Приморск на Карельском перешейке. И 20% их транзитного дохода превратились в 6—8%. У Прибалтики еще оставалось время, чтобы изменить свою политику в отношении к России. Но там не вняли голосу разума, поскольку теперь лимитрофы были не только гордыми, но и могучими, так как тылы им прикрывали Евросоюз, НАТО, а главное, «великий друг» — США. Напрашивается нелицеприятное для них сравнение. Прибалты добровольно оказались в роли шакала Табаки, выслуживающегося перед тигром Шерханом (помните Киплинга с его «Книгой джунглей»?). Они, по сути, так же, как их литературный прототип, верноподданнически служат Вашингтону в его противостоянии с Россией.

Можно долго перечислять откровенно враждебные действия прибалтийских стран за минувшие 30 лет — от унижения русских, в одночасье ставших «негражданами», до вступления в НАТО и территориальных претензий к России, судов над ветеранами Великой Отечественной войны и парадов бывших эсэсовцев с их нынешними последователями… Список наберется длинный. Но России просто некуда было деться от прибалтийского транзита, и она вынуждена была «кормить» деньгами от транзитов своих грузов бывших сожителей по общей стране. А те все больше наглели от безнаказанности, и казалось, будут издеваться над нами вечно. Но Москва нашла способ поставить Прибалтику на место. И — совершенно мирными средствами.

Еще в 1993 г. вышло распоряжение правительства РФ о создании порта Усть-Луга для высокоскоростной перевалки массовых грузов. Сейчас в Усть-Луге работает уже 16 терминалов, и порт продолжает расширяться. В планах, например, строительство аэропорта.

«Операция Усть-Луга» ошеломила наших соседей (и не только прибалтийских!). Вдумайтесь в эти цифры: Эстония потеряла 70% экспорта российских удобрений, Латвия – 93%, Литва – 99%.

Четыре крупных порта Прибалтики Клайпеда, Рига, Вентспилс и Таллин — а это основа экономики региона, — в первое десятилетие этого века переваливали 135 млн т грузов в год. Российский порт-конкурент уже отгрузил 108 млн т и останавливаться на этом не собирается, а хочет вообще закрыть тему «прибалтийского транзита». Для Белоруссии — тоже. А тут еще РЖД подлили масла в огонь, введя субсидии грузоперевозчикам от 25 тыс. до 77 тыс. рублей за один контейнер. Правительство России намерено стимулировать транзит между портами Тихого океана, Балтики и Черного моря, лишая, таким образом, доходов также и черноморские порты Украины (отчего та тоже в шоке, как и Прибалтика!).

Кроме того из Прибалтики уходят дочки таких российских крупных копаний, как «Уралкалий» — Uralkali Trading, «Северсталь» — Severstal Distribution, группы «Уралхим» — Uralchem Trading. Теперь им невыгодно там оставаться. Их налоговые отчисления в бюджет только Латвии по итогам 2020 г. составили 3,139 млрд евро. Это треть доходной части госбюджета Латвии на 2021 г, как планировали в Риге. Теперь наши компании переводят свои мощности по перегрузке удобрений в Мурманскую область, где уже полным ходом идет строительство терминала. Прощай, Прибалтика!

И нас не должно интересовать, что в Прибалтике большая безработица, латвийская железная дорога начала массовые увольнения персонала, распродажу локомотивов, вагонов и демонтаж железнодорожных путей. Министр сообщения Латвии жаловался журналистам: «Мы заинтересованы в том, чтобы такие перевозки были, это потребность латвийского государства…». На что бывший президент Латвии Валдис Затлер цинично заметил: «Письма с мольбами не помогут, это теперь политика России. Ясно, что через Латвию будет проходить все меньше и меньше грузов, а может, и вовсе не будет». Своей вины в этом Латвия не видит, Россия — тем более: это прибалты рвут с Россией все связи. Осознание последствий такой политики придет позже.

По мнению эксперта из Института стран СНГ Юрия Баранчика, до излечения Прибалтики от русофобии осталось несколько лет: «…они все еще живут иллюзиями, надеются на помощь Евросоюза. Даже бюджеты они формировали на 30% из европейских денег. Если они их не получат, будет коллапс. Поэтому Прибалтика и педалирует тему “российской военной угрозы”, намекая, что она на передовой, противостоит, а значит, ее нужно поддержать».

Давно перестал быть секретом тот факт, что экономический успех «прибалтийских тигров» изначально держался на евродотациях, как ранее на дотациях из союзной казны. Но, не сумев решить собственные экономические проблемы, прибалтийские страны пытаются взыскать с России ущерб за «советскую оккупацию».

Они заявляют, что СССР оккупировал их с 1940-го по 1991-й гг. И за эти годы мы вроде как «задолжали» Литве, Латвии и Эстонии внушительные суммы. Например, только Литве Россия якобы должна более 800 млрд евро. В то же время общий валовой внутренний продукт Литвы за один год составляет около 50 млрд. Следовательно, речь практически идет о том, что несколько лет подряд вся эта страна может благоденствовать исключительно за счет России…

Эстонцы оказались намного предусмотрительней, понимая, что в любом случае могут рассчитывать только на то, что получат от России, как сказал однажды Владимир Путин, «от мертвого осла уши». Тем не менее Таллин насчитал, что ущерб от «советской оккупации» составил примерно 49 млрд евро. Зато Латвия хочет предъявить России счет на сумму в 300 млрд евро. Между тем, говоря о «советской оккупации», власти прибалтийских государств как-то «забывают» о тех выгодах, которые получали Литва, Латвия и Эстония от нахождения в составе СССР. Это, прежде всего, щедрые дотации и строительство инфраструктуры, заводов и предприятий. К началу 1990-х годов регион имел современную обрабатывающую промышленность и энергетику, плотную сеть качественных автодорог и хорошо оборудованные морские порты. И, декларируя свою независимость от России, Литва, Латвия и Эстония ни от чего, что было создано в период ненавистной «оккупации», не отказались. Еще бы! Бедные аграрные страны, задвинутые до войны на задворки Европы, вдруг выскочили из хуторской грязи в промышленные «князи». Та же, например, Литва в 1990 г. по ВВП на душу населения а занимала 39-е место в мире.

Кстати, впервые о том, чтобы выставить Москве счет за «оккупацию», задумалась Латвия, причем на тот момент Союз еще сохранялся. В 1990 г. комиссия Совета министров Латвийской ССР по вопросам экономической реформы, Государственная статистическая комиссия и Латвийский союз научных работников опубликовали исследование экономиста Модриса Шмулдерса, в котором утверждалось, что минимальная сумма ущерба, понесенного республикой от советской власти, составляет 63 млрд руб. Потом к латышам подключились литовцы и эстонцы, и, как говорится, пошла писать губерния. Советскую эпоху в Литве объявили временем непрерывных бедствий, ничего хорошего литовскому народу не принесшим.

И уже в 1991 г. власти этой республики начали закладывать юридический фундамент для последующего обоснования претензий к Москве. В ответ на подобные притязания тогда посол РФ в Литве Александр Удальцов заявил, что это Москва сама могла бы потребовать с Вильнюса 72 млрд долл., некогда вложенные в республику в качестве инвестиций.

Им бы задуматься. Но в ноябре 2015 г. министры юстиции прибалтийских стран подписали меморандум о сотрудничестве, которым предусматривается координация деятельности по взысканию с России «ущерба за советскую оккупацию».

В Кремле говорят, что Россия не собирается вести разговор о компенсациях за «оккупацию». Еще несколько лет тому назад в Госдуме РФ напомнили прибалтам: «Россия в свое время просто-напросто купила Прибалтику, выплатив за нее крупную сумму золотом, а значит, любые требования Литвы, Латвии и Эстонии о «компенсациях за оккупацию» несостоятельны. Эстляндия и Лифляндия перешли к России согласно Ништадтскому мирному договору 1721 года по результатам Северной войны. Более того, в качестве компенсации за Лифляндию Россия выплатила Швеции 2 миллиона ефимков. В 1795 году герцог Курляндский продал России за 1,4 миллиона талеров и Курляндию». Российские парламентарии также неоднократно заявляли, что «процесс вхождения республик в состав СССР соответствовал всем нормам международного права по состоянию на 1940 г. и впоследствии получил официальное международное признание». А министр иностранных дел РФ Сергей Лавров даже вынужден был сказать, что требования компенсации от России предъявляют «больные люди с уже неисправимой психикой».

Три десятка лет тому назад прекратил существование СССР, а почти все бывшие союзные республики хотят строить свои отношения с Россией так, как было «при Советах». Потребности у Латвии, Литвы, Эстонии были тогда безграничные, так как на западных границах из них, в первую очередь, создавали привлекательную «витрину» Советского Союза, рождая тем самым у прибалтов иллюзию своей талантливости, исключительности и работоспособности.

На них работал весь Союз, а, главным образом, Россия. Но в 1990-х гг. «горячим» прибалтийским парням не объяснили, что русские живут хуже не потому, что работают меньше, а потому, что из каждых трех заработанных ею рублей только два оставляют себе. А третий рубль — отдавали и отдают «братьям».

Стоит особо отметить, что в пересчете на душу населения в 1990 г. из 15 советских республик лишь две республики, Россия и Белоруссия, зарабатывали больше, а потребляли (проедали!) меньше, а все остальные 13 республик зарабатывали меньше, а потребляли больше. Для наглядности представляем список ВВП на душу населения в 1990 г. по прибалтийским союзным республикам в сравнении с РСФСР.

Литва: производство — 13,0 тыс. долл., потребление — 23,3 тыс. долл., баланс +10,3 тыс. долл. Латвия: производство — 16,5 тыс. долл., потребление — 26,9 тыс. долл. баланс +13,1 тыс. долл. Эстония: производство — 15,8 тыс. долл., потребление — 35,8 тыс. долл., баланс +20,0 тыс. долл. И вот данные по РСФСР: производство — 17,5 тыс. долл., потребление — 11,8 тыс. долл., баланс, как видим, отрицательный — 5,7 тыс. долл. Как видим, в нынешних прибалтийских странах потребление на душу населения заметно превышало уровень России. Последствия этой политики КПСС россияне расхлебывают по сей день. В то же время прибалтийские ученые пытаются развеять «миф» о том, будто Советский Союз больше вкладывал в Прибалтику, чем от нее получал.

Можно приблизительно прикинуть, сколько средств СССР вложил в экономику, здравоохранение и культуру своих «западных окраин». Латвия, в частности, получила в наследство от Советского Союза более 500 крупных промышленных предприятий, чуть ли не половина из которых работала на экспорт (например, фабрика «Дзинтарс», духи которой составляли конкуренцию французской парфюмерии).

Именно в составе СССР «ВЭФ» стал всемирно известным брендом — заводом, который в современных ценах оценивался бы в 2,5 млрд долл., где работали 20 000 чел. Сейчас его нет. В 1999 г. завод купили итальянцы за смешные 1,5 млн долл. В то же время три прибалтийские страны получили «ну очень щедрую» помощь от США в размере 200 млн долл. (сравним со стоимостью одного ВЭФ!).

Приходится также напоминать, что с 1940 по 1980 год в Литве и Эстонии практически с нуля была создана мощная энергетика и индустрия — система ГРЭС (Литовская, Эстонская, Прибалтийская), ГЭС (Каунасская) и ТЭЦ, предприятия оборонной, легкой промышленности, современное приборо- и кораблестроение, развитое сельское хозяйство и рыболовный промысел. В Литве общий объем промышленного производства увеличился в 56 раз, в Эстонии — в 46 раз.

В советской Прибалтике уровень образования молодежи был традиционно едва ли не самым высоким в СССР. За годы «советской оккупации» в Литве, Латвии и Эстонии были построены не только новые больницы, школы и вузы, научно-исследовательские учреждения (включая и инфраструктуру национальных Академий наук), музеи и театры, но и заводы и фабрики, а также тысячи километров лучших в СССР дорог и сотни мостов.

По мнению экспертов ООН, к 1990 г. экономическая мощь СССР достигала 14,2% от мирового значения. (Советский Союз экономически превосходил Японию почти в 1,5 раза, Германию — вдвое, а Китай – втрое.) И в Прибалтике тогда считали: если из мощи Советского Союза выделить их долю, то и они станут могучими странами. Народам прибалтийских республик внушалась мысль о том, что надо срочно избавляться от «гнета Москвы», которую, дескать, они и кормят, да и другие союзные республики тоже на их шее сидят. А главное — содержат за свой счет русских, этих варваров, лентяев и пьяниц.

Но вот вопрос: если вы были такими богатыми и могучими, то почему после того, как вышли из состава СССР, стали евронищими и европопрошайками, как о вас отзываются в Европе? А Россия, которую вы когда-то «щедро кормили», наоборот: вернула себе статус той самой великой мировой державы, которым по праву владел СССР.

Даже пандемия не поколебала этой нашей позиции. А в Прибалтике промышленности не осталось никакой. Судя по всему, без России прибалты мало что значат в современном мире, впрочем, как и остальные бывшие республики СССР, естественно, в разной степени.

Вместе с тем пандемия Covid-19 вызвала ослабление мировой экономики. Экономический кризис, наверняка, окончательно закрепит за Прибалтикой «статус» самого бедного региона ЕС. И теперь прибалты будут из кожи вон лезть, чтобы отсудить у России хотя бы часть того, что потеряли из-за изменения маршрутов российско-белорусского транзита. Вместе с тем амбиции их все-таки поостыли.

Оказалось: то, что не могли сделать десятки лет увещеваний, за очень короткое время сделала экономика. Чем не урок для России? Не нужно конфликтов в отношении с ближайшими соседями. Наиболее тупых из них и несговорчивых надо бить рублем/долларом. Экономические рычаги действуют не менее эффективно, чем ВКС по террористам в Сирии.

Видимо, также настало время задуматься над тем, чтобы обратиться в международные суды с исками о компенсации России как правопреемницы СССР тех средств, которые исключительно за ее счет были направлены на социально-экономическое развитие, послевоенное восстановление и дальнейшее упрочение экс-союзных республик — прежде всего, нынешних прибалтийских государств, потом и Украины с Грузией. У России фактически эти средства были экспроприированы. Без ее доброго согласия. Как и в ситуации с передачей в состав Украины полуострова Крым. За эксплуатацию его недр и населения Россия тоже должна потребовать компенсации от Украины.

А еще немалый ущерб понесла России от выхода республик из состава Союза, в том числе моральный, когда те, можно сказать, по живому резали экономические связи с Россией, разрушая ее промышленность, завязанную на корпоративное производство. Это вам не потери от вымышленной оккупации выискивать. Здесь — реальный ущерб, исчисляемый астрономическими суммами, по некоторым данным, превышающими в три раза суммы потерь от оборонительной войны СССР с объединенной Европой в 1941 — 1945 гг.

Впрочем, кажется, выводы сделаны. Заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков на днях сказал, что время односторонних уступок, на которые когда-то шла Россия, давным-давно закончилось. Мир слишком жесток и слишком циничен для того, чтобы верить в сказки, и мы будем жестко и непреклонно отстаивать собственные национальные интересы.

Позиция изложена обоснованно, жёстко и вовремя. Будем надеяться, что сказанное касается, в том числе, и Прибалтики. А может, ее — в первую очередь, чтобы другим бывшим «братьям» тоже неповадно было.

России пора уже забыть про «братские народы». Наш единственный братский народ живет в границах государства, которое называется Российская Федерация. Пусть суверенные соседи сами решают свои суверенные проблемы.

Валерий Панов, Столетие

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх