На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Время узнать правду!

7 489 подписчиков

Свежие комментарии

Люди сами виноваты в инфляции – много тратят. Эльвира Набиуллина останавливает рост экономики

Повышение Центробанком ключевой ставки может иметь очень серьёзные последствия для всей российской экономики. Так, Набиуллина задала тренд: возвращение ключевой ставки к нейтральному уровню в 5–6%. В этих условиях говорить о росте экономики невозможно.

В пятницу, 19 марта, Центробанк повысил ключевую ставку с 4,25% до 4,5%. С одной стороны, можно сказать, что это незначительное изменение и вряд ли на него стоит обращать внимание. Однако смысл здесь не в номинальных значениях ключевой ставки, а в том, к какой аргументации прибегла Эльвира Набиуллина при принятии соответствующего решения.

Так, глава ЦБ заявила, что в основу повышения ставки лёг рост потребительского спроса, который внезапно приобрёл проинфляционный характер:

Эпидемическая ситуация в России улучшается, идёт вакцинация, снимаются ограничения. Люди постепенно возвращаются к привычному образу жизни, делают покупки, которые раньше откладывали. Это видно по увеличению продаж бытовой техники и электроники, товаров для ремонта, по росту спроса на развлечения и поездки. Кроме того, те средства, которые ранее направлялись на зарубежный туризм, последнее время в основном расходуются внутри страны.

Если бы Набиуллина не была либеральным монетаристом, то не остерегалась, а, наоборот, приветствовала бы рост спроса. Ведь именно этот показатель говорит об оздоровлении экономики. Ярким признаком этого служат цифры розничной торговли. Так, в январе-февраля розница находилась примерно на таком же уровне, что и за аналогичный период прошлого года. Падение составило символические 0,7%. Это действительно говорит о том, что восстановление в данном сегменте практически закончилось и отрасль готова перейти к росту.

Набиуллина справедливо указывает на то, что восстановление предложения не успевает за восстановлением спроса:

Спрос восстанавливается уверенно, тогда как для восстановления предложения требуется больше времени. Нормализация цепочек производства и поставок товаров не может произойти одномоментно, особенно с учётом локально сохраняющихся ограничений. Предприятиям требуется время, чтобы подстроить бизнес-планы под более быстрое восстановление спроса, найти дополнительных поставщиков, привлечь рабочую силу и нарастить объёмы выпуска.

Казалось, Набиуллина всё говорит правильно. Однако буквально следующая её фраза вызывает когнитивный диссонанс:

Мы ожидаем дальнейшего роста экономики. Поддержку росту окажут вакцинация и продолжение части льготных государственных программ… мы считаем необходимым, чтобы всеобъемлющие антикризисные программы кредитной поддержки были завершены после преодоления острой фазы экономического спада.

Здесь возникает полное непонимание. С одной стороны, Набиуллина приветствует льготные программы, поскольку они являются эффективными и активно стимулируют восстановление экономики. С другой стороны, выступает за их завершение, когда острая фаза спада закончилась. Однако эта самая фаза закончилась ещё в конце прошлого года, когда экономика перешла пусть к слабому, но росту. Об этом говорит сама же Набиуллина.

То есть, по словам главы Центробанка, антикризисные программы помогают экономическому росту, но ЦБ РФ выступает за их завершение. Почему? Зачем? Ответа на этот вопрос мы не видим. Ситуация становится более абсурдной, если вспомнить, что в самом начале своего выступления Набиуллина обращала внимание на тот факт, что предложение не успевает восстанавливаться за спросом. Но ведь именно те самые льготные программы для бизнеса и стимулируют рост выпуска товаров и услуг. Таким образом, государственные программы носят не проинфляционный, а дезинфляционный характер. То есть Набиуллина, по логике, должна выступать за ещё большее расширение антикризисных программ как инструмента снижения инфляции.

Апогеем абсурда стала реплика Набиуллиной про внутренний туризм. Так, глава ЦБ заметила, что граждане перестали ездить за рубеж и сосредоточились на отдыхе внутри страны. Эльвира Сахипзадовна даже привела соответствующие цифры. Так, порядка 2 трлн рублей по статье "туризм" было оставлено в России и пущено на потребление отечественных туристических услуг. Однако данный факт Набиуллиной не понравился, и она отнесла его к проинфляционным. Хотя, казалось, Центробанк должен подумать о льготном кредитовании под создание туристической инфраструктуры внутри страны, чтобы спрос был полностью удовлетворён. Как ни странно, но пандемия дала нам великолепный шанс развить внутренний туризм, переориентировать зарубежные поездки граждан на отдых в России. Но политика Центробанка направлена ровно на обратное.

К сожалению, Набиуллина обозначила тренд, которому будет следовать ЦБ РФ. Это возвращение к нейтральной денежно-кредитной политике, которая подразумевает установление ключевой ставки на уровне 5–6%. В свою очередь, данный шаг затормозит восстановление и рост экономики, а также заставит правительство Мишустина – Белоусова направлять ещё больший объём средств федерального бюджета на субсидирование кредитных ставок.  

Константин Двинский

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх