Равиль
Его звали Равиль. Рост под 190. Широченные плечи. Руки длинные, с ладонями, способными без усилия охватить баскетбольный мяч. Спокойный, даже заторможенный, хотя, если взрывался, становился быстрым, вертким… и очень опасным. И это чувство опасности ощущалось всеми, кто находился рядом. Наверное, поэтому рядом обычно было пусто.
Его не боялась только детдомовская малышня. Они к нему бежали жаловаться на обиды, делились радостями, требовали добиться справедливости. Может, поэтому Равиль и стал «смотрящим по детдому». Даже директор - дама с большими претензиями - смирилась с существующим положением. Она как бы не замечала существования «параллельной власти».
Он не учился вообще.
— Расписываться я умею. Читать я умею. После детдома отправят в строительное училище. Буду каменщиком. Скажите, зачем мне ваша история?
Тоже самое он говорил всем учителям. В общем, какой-то монстр: без эмоций, желаний, потребности к общению.
Я тоже долго заблуждался по отношению к нему, пока случайно не стал свидетелем одной сцены:
— Бегу в воскресенье на работу. Забыл очередные бумаги, которые к понедельнику надо сдать начальству. По улице навстречу мне идет Равиль, а рядом маленькая, худенькая женщина. В стоптанных туфлях, сильно потертом пальтишке… и чудовищно спитым лицом. Подняв голову, она что-то говорит Равилю, оживленно размахивая руками, в одной из которых «авоська» с торчащим из нее бананом. А Равиль… Равиль ей улыбается! Так ласково и даже нежно.
Я здороваюсь с Равилем. Он СМУЩАЕТСЯ! А женщина, быстро поворачиваясь то ко мне, то к нему, спрашивает:
— Равильчик, а это кто?
— Мой учитель истории. А это мама, Сергеич.
У женщины становится испуганное лицо. Я понимаю, что она ожидает очередного выговора за сына, за себя. И я сам, не знаю почему, начинаю рассказывать ей, какой Равиль хороший, — и она начинает плакать.
Потом мы расстались, и я успел заметить, как Равиль помог ей сесть в трамвай и подал авоську с бананом. Уже позже я узнал у других ребят-детдомовцев, что мама приезжает к Равилю по воскресеньям, а он всю неделю откладывает все «вкусняшки», которые им дают, и отдает маме.
Сегодня Равиль работает на стройке каменщиком. У него семья, уже дочка есть. И я знаю, что у него все будет хорошо. Потому что хорошо помню, что он мне сказал после вручения аттестата, когда я стал ему говорить о том, что у каждого человека должна быть мечта, ну и тому подобное.
Он мне сказал:
— Я не мечтаю, а твердо знаю, что никогда не буду пить, как мама. И никогда мои дети не будут жить в детдоме.
Елена Прекрасная
Две длинные толстые косички. Яркие черные глаза. Полное неумение сидеть на месте спокойно. И… постоянно поднятая рука. Это первое, что я заметил, входя в кабинет 1 сентября на урок в пятом классе.
Небольшая ремарка. Учителю сложно перестраиваться с преподавания в старших классах на младшие. А у меня как раз была именно эта ситуация. До того я три года работал только в 9-11 классах.
Итак, продолжим. Здороваюсь. Представляюсь. Рассказываю о предмете. Рука не опускается. Мучительно соображаю, что я делаю не так? Откуда вопросы? Даю слово косичкам…
-- Скажите, а мы Елену Прекрасную тоже изучать будем?
-- Да, мы о ней поговорим обязательно, но не сейчас.
-- А сейчас можно? Ну, чуть- чуть!
Класс начинает хихикать. Это помогает мне выйти из ступора. Успокаиваю класс. Предлагаю косичкам спросить о том, что ее интересует, на перемене. Урок продолжается.
Через год. В 5-7 классах я всегда предлагаю детям написать сочинение- персонификацию. Дети должны подобрать себе на основе изученного материала социальную роль: Я -- охотник, Я – крестьянин, Я – феодал... Затем на уроке разбираем сочинения. Ищем фактические ошибки. Это помогает ребятам «примерить время на себя».
Как правило, ребята пишут о рыцарях, а девочки о «прекрасных дамах». И каково мое удивление, когда я читаю сочинение о даме-рыцаре! И конечно, автором этого опуса оказываются «косички». (Хотя какие косички! Красиво уложенные распущенные волосы. И зовут эту девочку… Ну, догадайтесь… Конечно Елена). Это сколько же материала надо было прочитать, чтобы найти упоминание о «рыцарственных дамах»! И хотя это выражение имело совершенно иной смысл, в то же время Лена создала в своем сочинении образ некой валькирии. Ее сочинение не разбирали на уроке, но я попросил ее остаться на перемене.
--- Лена, а почему ты не представила себя прекрасной дамой?
--- Прекрасная дама, пока не замужем. А потом пьянки и мордобой, пока в могилу не загонят. Совсем, как папа маму.
Так и выяснилось, почему она в детдоме. Мама умерла. Отец пьет. Ей места в большой квартире в центре города просто нет.
Выпускной вечер.
-- Ленка, отстань!
-- Ну, Сергеич! Идемте танцевать!
--- Найди партнера своего роста. Мне надоело тыкаться носом в…
Рост 180 да каблук 12 см (сама хвасталась), куда мне со своими скромными 176! Высокая, яркая, быстрая. И серебряная медаль. Отец от пьянки умер 2 месяца назад. Не плакала, но простила. С помощью ребят из детдома привела квартиру в порядок, и через месяц ей исполняется 18. Впереди вся жизнь.
Случайная встреча через три года. С каким-то парнем под руку они быстро шли по улице навстречу мне.
-- Ой, Сергеич! Здравствуйте!
И короткий отчет:
-- Это Сережка. Я на третьем курсе экономического университета. Сережка на четвертом. Квартиру отремонтировали. Сережка у меня мастер на все руки. Вы что? Пока не закончим, детей не будет! Правда, Сережка? Ну, мы побежали. Сережкина мама пригласила на блинчики. А они у нее такие вкусные!
Счастья тебе, валькирия! Счастья тебе, Елена Прекрасная!
Свежие комментарии