На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Время узнать правду!

7 489 подписчиков

Свежие комментарии

  • Надежда
    Подождите, это только начало, скоро начнется настоящая жаришка!✌️🇷🇺Битва за Часов Яр...
  • Владимир Ахтырченко
    Здравия Вам и долгих лет в тяжелых испытаниях...Железный кулак Св...
  • Валерий Фоменков
    Смерть укро-американским фашистам!В Чугуеве ликвиди...

Не добившие Россию в 90-е снова загоняют русских в капкан

"Стагнационная модель" экономики России не даёт покоя экспертам, однако вместо реальной программы спасения не добившие страну в 90-е вновь и вновь загоняют русских в капкан.

"Российская экономика обречена на стагнационную модель с дальнейшим отставанием от мира из-за сокращения численности трудоспособного населения, низкой производительности труда и недостаточности инвестиций в человеческий капитал". С таким заявлением выступили эксперты ВШЭ и предложили своё "лекарство" – повышение налогов. Об этом в студии "Первого русского" обозреватель Юрий Пронько беседовал с депутатом Госдумы Дмитрием Иониным.

Цинизм экспертов Высшей школы экономики (ВШЭ) потрясает, признался Юрий Пронько. Десятки лет они пишут разные доклады, консультируют различные министерства, а теперь вдруг выясняется, что в экономике у нас полное фиаско. А всё упирается в демографию, о чём на Царьграде говорили неоднократно.

С одной стороны, эксперты ВШЭ говорят о том, что известно всем: сокращение трудоспособного населения, низкая производительность труда, недостаточность инвестиций, отмечает обозреватель. Но в это же время пробрасывают и вбивают тему необходимости повышения налогов.

Как осчастливить народ: больше доить, меньше кормить?

Юрий Пронько: – И получается такой замкнутый круг: чтобы счастье всенародное наступило, надо с этого народа содрать ещё дополнительно денег – и уже после этого точно построим дороги, запустим новые объекты образования, здравоохранения под чутким руководством товарища Шувалова и его Внешэкономбанка. Что происходит?

Дмитрий Ионин: – Интересно, что именно в ВШЭ заговорили об инвестициях в человеческий капитал, об инвестициях в человека. При этом именно эта школа не один год консультировала наши органы власти, наш финансово-экономический блок.

Эти же эксперты, когда на рассмотрение Госдумы вносились социальные инициативы, направленные на это самое инвестирование, писали, что всё это несвоевременно, что это не соответствует тем параметрам, по каким государство должно развиваться. И вдруг – о чудо! – они сами признают, что это надо делать.

Но опять же, говоря об инвестициях в человеческий капитал, уверяют, что необходимо повысить налоговую нагрузку. Так что они предлагают? Инвестировать или из человека вытряхивать ещё деньги?

– Надо сначала из него вытряхнуть, чтобы потом ещё осчастливить.

– То есть "чтобы корова давала молоко, её надо больше доить и меньше кормить".

– Правда, она при этом может сдохнуть.

– Мы видим опять неправильный крен. Допустим, говорят о налогах, конкретно – о НДС. Получается, это опять налоги на конкретных физических лиц. Мы уже неоднократно говорили о несоразмерной нагрузке, которая ложится на конкретного человека, а какая – на крупные корпорации, на ту же нефтянку, на банкиров. Вот на них нагрузку и можно увеличить как раз для того, чтобы заняться инфраструктурой.

Кто опять нам даёт "правильные советы"?

И тут никто спорить не станет: инфраструктурное развитие необходимо, без этого действительно не будет будущего. Об этом сегодня говорится со всех трибун, эту тему поднимал и премьер-министр Михаил Мишустин.

Кроме того, нам необходимо перестраиваться, становиться транзитом между Азией и Европой. Первая ласточка – высокоскоростная дорога Москва – Казань. Никто не спорит, это всё необходимо строить. Вопрос, за чей счёт банкет.

Вот сейчас нам опять дают советы всё те же люди, которые в 90-е годы нас убеждали в том, что вместе с МВФ и другими западными структурами мы обязательно придём к светлому будущему, если всё у себя либерализуем, увеличим налоговую нагрузку и за счёт этого построим замечательное государство. Но в 90-е годы эта модель не сработала, а сейчас нам её снова навязывают.

Давайте говорить честно: нет никакой универсальной экономической модели, которую можно было бы по лекалам, срисованным с США, применить в России, чтобы всё начало работать. Везде есть своя специфика.

– Мы говорим об инфраструктуре. Против развития никто же не возражает. Необходимы ли инвестиции в здравоохранение? Безусловно. А в образование? Конечно. Но вот я беру документы так называемых институтов развития и пытаюсь понять: в них столько пафоса, столько эмоций, столько слов о том, что мы будем развивать высокотехнологичные отрасли, будем совершать прорывы и так далее... Но с каких пор прорывом стало строительство школ? И чем тогда занимаются губернаторы и мэры?

– Это последствия того самого нехорошего крена в бюджетной политике в стране в целом, когда деньги изымаются из регионов на федеральный уровень. То есть в регионах денег нет, а деньги все в Москве.

– А вы же Свердловскую область представляете?

– Сегодня у Свердловской области, да, собственно, почти у всех регионов, большой госдолг. И вот эта тема, связанная с государственно-частным партнёрством (ГЧП), связанная с участием институтов развития, не более чем возможность уйти от формальных ограничений с точки зрения наращивания госдолга. То есть не могут же регионы построить эти школы.

– А что это за дурная межбюджетная политика, которая привела к этому?

– Она дурная, абсолютно верно. Она в нулевые годы работала, когда надо было централизовать и всё собрать в одни руки. Тогда сказали: давайте деньги будут в Москве. Таким образом мы регионы соберём, чтобы они не шатались и чтобы страна не разваливалась.

Сейчас эта политика не работает. Сейчас кто первый добежал, у кого есть свои отношения с Минфином или с каким-нибудь другим министерством, тот в выигрыше, а остальные регионы выживают. А какие уж это отношения – второй вопрос. На самом деле это история никак не экономическая, она политическая и коррупциоёмкая.

Почему регионы в долгах как в шелках

Недавно президент об этом говорил, что регионы слишком лезут в долги. Но вот представьте, сидит губернатор, думает: я должен всё равно школы строить. Денег мне уже не дадут – всё, лимит исчерпан. Он идёт и использует механизм ГЧП или институтов развития. Но, по сути, это те же самые бюджетные обязательства, просто господин Шувалов потом себе медальку повесит – мол, смотрите, наш институт развития построил столько-то школ.

– Это же обязанность государства – возводить такие объекты.

– Да, но это очень большая тема. На мой взгляд, государство вообще стало отходить от своих обязанностей. Возьмём ту же инфраструктуру. Государство должно строить дороги. Оно строит, но потом говорит: их нужно сделать платными, они должны окупаться.

– Про дороги, раз уж вы их упомянули. Существует агрессивная стратегия развития инфраструктуры, согласно которой с 2030 года предполагается переход на принцип "пользователь платит". То есть человек уплатил транспортный налог, постоянно растущие акцизы на бензин – и теперь должен будет платить за пользование дорогами. Ну это скрепя сердце ещё можно понять. А какое отношение ГЧП имеет к школам? Я правильно понимаю, что весь Минфин нужно разогнать? Для чего он нужен, если на эту тему сядет глава госкорпорации развития "ВЭБ.РФ" Игорь Шувалов и будет по ней отвечать?

– Это последствия перекоса бюджетной политики. Пока деньги не будут оставаться в регионах для того, чтобы там реально занимались развитием, эта история продлится. Представьте, приходит частник, строит. По идее, концессия – это нормально.

Скажем, построили котельную, деньги "отбили" за счёт тарифа, за счёт оплаты. Построили отдельную дорогу – за счёт оплаты проезда отбили, это нормально. Но если речь идёт о школе, о каком-нибудь мосте? И сейчас самые разные концессии объявляются по регионам. Там ничего не отбить. То есть это просто механизм набрать дополнительных долгов, которые не будут учитываться. Это самообман. Потому что всё равно эти долги останутся обязательствами региона.

Главный камень преткновения

Пока не будет пересмотрена налоговая политика, ничего не изменится. А пересматривать её едва ли будут – она очень удобна тем людям, которые занимаются условными институтами развития, о которых мы говорим. И возможно, это один из камней преткновения. И с этим что-то надо делать, надо деньги оставлять на местах. Вы посмотрите, в регионах в малых городах люди в руководители не хотят идти работать, потому что обязанностей у них выше крыши, а денег с гулькин нос.

Но в случае чего его обвинят в том, что он не выполняет возложенные на него обязанности. Я уже в шутку в Госдуме как-то сказал: скоро у нас глав будут не выбирать, а назначать по приговору суда – в качестве наказания. А потом сажать за коррупцию. И ведь это сплошь и рядом происходит. Понятно, что воровство надо пресекать. Но не переходить в другую крайность.

И ведь это тоже последствия неправильной экономической политики. Руководители неизбежно начинают мухлевать, рисовать отчёты, воровать, в том числе и через ГЧП и прочие системы. Пытливый ум всегда найдёт лазейку. И кто-то при этом вполне искренне уверен в том, что делает всё это на пользу региону. Но потом всё равно сворует и сядет.

По сути, центр должен контролировать, что происходит на местах, но и деньги должны быть у регионов. Адекватному губернатору или мэру на месте проще понимать, что надо развивать у себя на территории из объектов инфраструктуры. А Москва в это время должна бдительным оком следить за всем и бить по рукам, если происходит что-то не то.

А где развитие?

А у нас пока другая ситуация. Москва все деньги забирает, на местах ничего нет. А дальше – кто смог, тот договорился. Вот смотрите, Дальний Восток развивать надо, чтобы люди оттуда не уезжали? Надо. Крым развивать надо? Надо. Конечно, развитием Крыма занимаемся. Ряд других территорий тоже надо развивать. А из того, что осталось, губернаторы начинают творить какие-то чудеса или выписывать пируэты вокруг главы Минфина Антона Силуанова и так далее.

– И это точно не развитие. Как-то всё печально на самом деле.

– Вот возьмём прогноз о стагнации в экономике. Всё так и есть. И так будет до тех пор, пока финансово-экономический блок не изменит свою политику, в первую очередь межбюджетную и налоговую. А сегодня налоговая политика направлена на то, что богатые богатеют, а бедные беднеют. И вот даже Дерипаска (бизнесмен Олег Дерипаска. - Ред.) уже про бедность заговорил.

– Он уже откорректировал своё послание.

– Но об этом уже говорят все. Это нельзя скрывать. А сюда, в Москву, идут красивые отчёты с мест: мэр пишет свои красивые цифры, губернатор добавляет свои. Ему же надо отчитаться, ему надо показать, что у него всё хорошо. И так у нас получаются красивые циферки, за которыми нет реальности, нет реальной жизни, нет реальной России.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх